вторник, 14 декабря 2010 г.

Нагота может вызывать как восхищение, так и отвращение

Серия заметок об отношении искусства и христианской церкви.

«Мадонна» Жана Фуке (1420 -1481)

Искусство как таковое во многих аспектах является отражением нравов и обычаев, существующих в данном обществе в данный период времени. Сакральное искусство – не только отражает нравы и обычаи, существующие в религиозном обществе, но и раскрывает наиболее глубинные, наиболее интимные сферы человеческой души. Сакральный образ, это не то, что человек желает повесить на стену в своем доме, для чисто эстетического удовольствия, но то – что должно украшать стены храмов, что должно возбуждать в человеке религиозные чувства, то перед чем он может склонить колени в молитве. Каким образом эротические элементы появились в сакральном искусстве, и какие чувства должны они возбуждать в верующем человеке? Продолжение: О сакральной эротике

«Адам и Ева» кисти Лукаса Кранаха Старшего

Излюбленными моделями для экспозиции обнаженного тела (как женского, так и мужского) были, конечно, Адам и Ева.

«Мария Магдалина» Грегора Ерхарта (1470 — 1540)

Во всех четырех Евангелиях присутствует история о Иисусе и некой женщине, которая помазала Его драгоценным миром. Кажется, что все варианты повествуют об одном и том же событии, произошедшем в реальной жизни, но евангелисты по-разному пересказывают эту историю и даже делают из нее разные теологические выводы. У Марка (14:3-9) и Матфея (26:7-13) некая анонимная женщина выливает на голову Иисуса нардовое миро, чем вызывает негодование его учеников из-за пустой траты ценного продукта. Смысл этого помазания – приготовление Иисуса к погребению. Но вот Лука, нарушая синоптическое единство, передает эту историю абсолютно по-другому. Далее: Красота покаяния

св. Себастьян кисти Пьетро Перуджино

Но нагота для Франциска не имела ничего общего с эротизмом, она была для него символом абсолютной бедности, которую он проповедовал и к которой стремился. Далее: Красота, побеждающая смерть

Ещё на тему Искусство и религия.